Кайдан - японские истории о привидениях

Моду на японские истории о привидениях развил выход таких кинофильмов как "Черная вода"(2002)и "Обида"(2002). Для европейских поклонников ужасов эти фильмы стали в некий степени прорывом, поскольку показали совсем другой подход к запугиванию зрителей. Классические южноамериканские слэшеры либо истории о призраках, живущих в замках с привидениями, оказались доверчивыми и мягенькими по сравнению с тем, что давали японцы собственной аудитории. Все эти фильмы объединяла одна общественная черта - их действие разворачивалось очень близко к ежедневной жизни, а герои оказывались вовлеченными в действия совсем случаем не по собственной вине. 
Синдром персонажа, который в доме с привидениями с мерцающей свечой в руке спускается в подвал из-за странных звуков, доносящихся оттуда, здесь не встречается. Персонажи живут собственной ежедневной жизнью, а ужас таится в их квартире, мобильном телефоне либо... телеке. Но японские истории о привидениях имеют еще наиболее давнюю традицию. В классической японской литературе мы встречаем множество историй о призраках, явлениях и мести из загробного мира. Произведения такого типа даже функционируют как отдельный литературный жанр "кайдан".(кай - странноватый, дан - история). Конкретно от них берут начало японские истории о привидениях. В этом посте мы попытаемся познакомить вас с некими из этих историй.
 История призрака Ёцуя
Ёцуя кайдан", либо "История призрака Ёцуя", — это, пожалуй, самая популярная из классических японских историй о привидениях. Нет ни 1-го японца, который не мог бы ее рассказать, она исполняется в театрах и не один раз экранизировалась. Как это обычно бывает, существует множество версий данной истории, которые различаются в деталях, но основной сюжет остается постоянным. Они все происходят в Токио в период Эдо(17-19 век).
Тамия Иемон и Оива женаты - он красавец-ронин, чуть сводящий концы с концами, она - любящая супруга. Однажды Иемон спасает из беды девушку по имени Оумэ, и она влюбляется в него с первого взора. Дед Оумэ, Иту Кихэй, - обеспеченный человек, поэтому он предлагает Иэмону средства в обмен на женитьбу на его внучке. Иемон, соблазнившись богатством, соглашается, но для того, чтобы свадьба состоялась, он должен поначалу избавиться от собственной сегодняшней жены. По предложению Кихэя Иемон дает Ойве крем, содержащий яд. Вправду, когда Ойва начинает воспользоваться кремом, ее лицо становится непоправимо обезображено. В одной из самых узнаваемых сцен "Yotsuya Kaidan" Ойва расчесывает волосы перед зеркалом. Под действием яда ее волосы выпадают горстями. В отчаянии, увидев свое уродство в зеркале, она впадает в ярость и умирает.
Естественно, на этом ее история не заканчивается. После погибели она становится "онрю", мстительным духом. Она возникает одетая в длиннющий белоснежный халат с надписью "урамешия".("Я буду мстить")на ее губах. Ойва преследует и убивает 1-го за иным всех, кто содействовал ее погибели. В итоге она оставляет себе неправильного супруга.
Любопытно, что в Токио есть храм Миогё-дзи, где, по преданию, находится могила Ойвы. Говорят, что ее проклятие длится и по сей день - тех, кто не относится к Ойве с подабающим уважением, ждут огромные проблемы. Японцы, похоже, верят в это: всякий раз, когда "Ёцуя кайдан" снимается либо исполняется в театре, актеры и режиссер идут в храм, чтобы попросить Ойву благословить их начинание. Если они этого не сделают, на съемочной площадке произойдут казусы.



 Притча о доме из тарелок
Как считать тарелки по-японски?Необходимо сделать мрачное лицо и могильным голосом считать "jeeeden taaalerz, dwaaaa taleeerze"... Все это в связи с другой традиционной сказкой о японском духе - "Osara yashiki" либо "Дом тарелок".
Юная дама Окику работает служанкой в доме обеспеченного самурая по имени Аояма Харима. У владельца дома достаточно импульсивный характер, но трудолюбивая и очень привлекательная Окику - его любимица.
Чтобы отпраздновать Новейший год, Аояма устраивает банкет, на котором гости едят из 10 очень дорогих тарелок, которые владелец дома унаследовал от своих предков. После окончания банкета Окику поручают вымыть тарелки. В этот момент он понимает, что один из них пропал.
Когда Аояма обнаруживает пропажу тарелки, он приходит в ярость и обвиняет Окику в ее краже. Хотя она отрицает это, он приказывает ей отрезать её средний палец. Позже он приказывает заключить ее в тюрьму и приговаривает к погибели. В отчаянии Окику сбегает из собственного заточения и кидается в садовый колодец. Это тот колодец, в который остальные служанки, пытаясь досадить ей, бросили потерянную тарелку. В других версиях истории конкретно Аояма бросает Окику в колодец, так как она отвергла его ухаживания. Судьба тарелки также различна - она может быть либо не быть специально разбита, потеряна либо украдена.
В любом случае скоро в поместье начинают происходить особенные вещи. Ребенок владельца рождается без среднего пальца, а ночами домочадцы слышат, как кто-то считает могильным голосом. "Одна тарелка, две тарелки, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, нет, нет!", а позже раздаются рыдания. Кажется, что голос доносится из колодца... Скоро история о призраке распространяется по Эдо и приводит к падению Аоямы, которого лишают земли и приемуществ. В одном из вариантов легенды призрак освобождается буддийским монахом. Предполагается, что в подходящий момент он воскрикнул "десять" и тем положил конец проклятию Окику.
Существует несколько теорий относительно того, где был должен находиться злосчастный колодец. Самым всераспространенным является замок Химэдзи, где его можно увидеть и сейчас.

 История о фонарях с пионами"БотанДоуру", либо "Притча о фонарях с пионами", незначительно различается от других японских историй о привидениях, поскольку в ней говорится о любви. Она родом из Китая, но была приспособлена к японским реалиям.
Хагивара Синдзбуру влюбляется в красавицу Оцую. Но отец девушки не соглашается на свадьбу, и скоро Синдзабуру узнает, что его любовь погибла. Тем временем, однажды вечерком Отусю в сопровождении собственной служанки Окомэ возникает перед его домом. Их возникновение сопровождается звуком ударов сандалий о мостовую, в руках они держат фонарики, увенчанные пионами. Радость и удивление Синдзабуру, когда его любовь объясняет, что это его ревнивый отец распустил слухи о ее погибели. Влюбленные проводят ночь совместно. Оцую начинает навещать собственного возлюбленного каждый вечер.
Однажды слуга Синдзабуро Хандзу решает выяснить, с кем его владелец проводит вечера. Он тайком заглядывает в комнату. Заместо того чтобы, как Синдзабуру, увидеть в Оцую прекрасную молодую женщину, он видит страшного призрака. В страхе он обращается за помощью к местному буддийскому монаху. Монах предупреждает Синдзабуру, что если он не разорвет свои дела с призраком, то скоро умрет. Он велит ему молиться и повесить на дверь особый талисман(офуда).
На последующий вечер Оцую, как обычно, приходит в дом Синдзабуру. Талисман не позволяет ей войти внутрь, и она в отчаянии кружит вокруг строения. История заканчивается несколькими методами. В первой версии конкретно Ханзо предает собственного владельца и за средства снимает талисман, впуская в дом призраков. В другом случае призраки заставляют Синдзабуру думать, что пришло утро, и он преждевременно открывает дверь. В конце концов, конкретно Синдзабуру, не выдержав печали собственной любимой, впускает в себя духов. В любом случае на последующее утро его находят мертвым. В объятиях скелета.

 Японские истории о привиденияхИстории о привидениях были и остаются очень популярными посреди японцев. Все три истории, цитируемые сейчас, охотно пересказываются, ставятся в театрах и снимаются в фильмах. Одна из главных тем, циклических в этих историях, — месть из-за могилы. Нередко призраками стают женщины, которые в средневековой Стране восходящего солнца не могли биться за свои права и справедливость. При жизни они были жертвами; после погибели, движимые местью, они стают неудержимой силой.
Влияние произведений жанра кайдан отчетливо выслеживается в современных японских фильмах ужасов. Недаром персонаж Садако("Кольцо")очень похож на то, как изображена Оива - в белоснежном халатике и с волосами, падающими на лицо. Неслучайно в финальной сцене она возникает из колодца. Чтобы понять современных японских призраков, необходимо знать классических.

Похожие публикации


Опрос
БЫСТРО ЛИ ГРУЗИТСЯ САЙТ?