Poena cullei либо «казнь в мешке»: самое грозное римское наказание

Погребение заживо, повешение, четвертование, распятие… Какие только пытки не изобретали люди, чтобы наказать преступников и неугодных. Римляне в данной области показали особую находчивость – их пытки постоянно отличались некоторой театральностью.
Poena cullei либо «казнь в мешке»: самое грозное римское наказание
Им хотелось не попросту проучить человека, да и продемонстрировать остальным, что будет, если кто-то посмеет ослушаться. Не попросту показать, а сделать так, чтобы потенциальные правонарушители прочуяли весь спектр чувств, которые пережил правонарушитель в крайние минуты экзекуции. Плюс ко всему — добавить этому действу особенного смысла.Так появилось наказание под названием Poena cullei или «казнь в мешке».

Что такое Poena cullei и за что ее применяли?

Poena cullei – вид смертной экзекуции, в процессе которой правонарушителя живьем зашивали в мешок с различными животными(змеями, собаками, мортышками или петушками), а потом кидали в воду. Таковым образом казнили за убийство родственника, а именно, отца. Но есть сведения, что этому наказанию также подвергались святотатцы – люди, которые оскорбляли бога или проявляли неуважение к христианской вере. Позже poena cullei стала распространяться и на детоубийц.
В экзекуции был заложен некоторый сакрально-символический подтекст – нарушителя закона, подвергшегося poena cullei, уподобляли животным, которые находились совместно с ним в мешке. Собака означала, что правонарушитель не относился с подабающим уважением ко своим родителям, потому что в 1-ые дни собственной жизни собака слепа. Не считая того, для римлян это было презренное животное, воплощение бешенства и жестокости. Мортышка символизировала правонарушителя, отсутствие у него права называться «человеком». Петух символизировал само грех. У римлян петух был воплощением свирепости и насилия по отношению к родителям. А змея символизировала горе родителей казнимого.

Индивидуальности закона

Принципиально отметить, что римская семья была основной ячейкой общества. Она объединяла не только лишь кровных малышей и родителей, да и усыновленных малышей, и даже слуг. Главой патриархальной семьи был Pater familias. Он имел абсолютную безоговорочную власть над всеми ее членами и мог распоряжаться их жизнями, как захочет.
Убийство Pater familias расценивалось как жесточайшее, зверское грех. Lex duodecim tabularum(«Законы 12-ти таблиц»)определяли его как добровольное убийство родителей детками.
С течением времени этот раздел закона был расширен, и в перечень потенциально ответственных людей, кроме малышей, добавились и остальные родственники. Еще через время пополнился и перечень потенциальных жертв: не считая кровных родителей в него попали приёмные мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди, супруги, двоюродные братья, зятья и невестки, приёмные дети и даже работодатели.
За убийство хоть какого человека из этого списка правонарушитель подвергался poena cullei. Если грех выходило за рамки этих категорий, убийцу судили в согласовании с законом Lex Cornelia de sicariis et veneficiis и карали изгнанием.

Как появилась казнь?

С преступлениями разобрались. Теперь давайте выясним, как появилось само наказание. Есть предположение, что его истоки идут со времен правления Луция Тарквиния Великого – крайнего, седьмого царя Старого Рима. Консулу и военачальнику Марку Атилию Регулу было приказано охранять священные «Книжки Сивилл», которые содержали произнесенные сивиллами пророчества. Но тот ослушался и раскрыл содержание книжек, за что был брошен в море с зашитом мешке.
По словам историка Дионисия Галикарнасского, ранее Марк Атилий Регул также обвинялся в отцеубийстве.
Похожему наказанию приблизительно в 100 году до н.э. подвергся Марк Публиций Маллеол за убийство мамы. Его также расположили в мешок и бросили «в поток воды». Но ни в каком из источников не упоминается о том, что в мешке совместно с ним были животные. Скорее всего, это «дополнение» появилось во время первой имперской эры.
Примечательно, что Цицерон пару раз упоминал poena cullei в трудах и сочинениях. Например, в собственной речи в защиту Секста Росция, обвиняемого в убийстве отца, он раскритиковал систему наказаний и даже достигнул оправдания клиента.

Poena cullei за пределами Рима

Под влиянием рецепции римского права в Средние века казнь poena cullei начали проводить в ряде других государств, хотя и в модифицированном виде. Например, во Франции в мешок зашивали петушка, собаку и змею, о обезьянах нет ни одного упоминания. В Германии применялась казнь, основанная на poena cullei: правонарушителя вешали вверх ногами на виселице, а сбоку от него подвешивали одну или двух собак.
Не считая того, здесь долго просуществовал и наиболее приближенный к «оригиналу» вариант экзекуции. Из различий: в мешке отсутствовал петух, обезьяну заменили кошкой, а змею изображали на листе бумаги. Различными были и ткани, из которых изготавливали мешки. Если в уникальном варианте poena cullei использовалась кожа, то в Германии его шили из льна. Таковым образом, человек погибал не от удушья, а от утопления, что, на теоретическом уровне, уменьшало его мучения.
В Старом Египте проводили особенные ритуалы экзекуции, их отчасти описывал историк 19 века Теодор Моммзен. Поначалу правонарушителя избивали плетью или virgae sanguinae(прутьями, окрашенными в красноватый цвет), потом на его голову надевали сумку из волчьей шкуры, чтобы перед смертью правонарушитель не мог видеть небо. После чего на его ноги надевали древесные башмаки, помещали человека в мешок из бычьей шкуры со обилием животных, ставили мешок на телегу, запряженную темными волами, и гнали ее к морю, куда потом сбрасывали мешок и тех, кто в нем находился.

Когда отменили казнь?

Крайний вариант внедрения poena cullei был зафиксирован в 1734 году в Саксонии. Есть мировоззрение, что «казнь в мешке» позже опять провели в саксонском городке Циттау, приблизительно в 1749 году. Когда-то здесь уже употребляли подобные наказания: жертв помещали в темный мешок совместно со змеями и держали их под водой не наименее 6 часов. Хор в это время пел псалмы.Официально poena cullei отменили в рескрипте от 17 июня 1761 года. Больше о этом наказании никто не вспоминал.

Опрос
БЫСТРО ЛИ ГРУЗИТСЯ САЙТ?