Цыганские колхозы СССР. Почему русская власть не смогла заставить работать кочевой народ

Цыгане с древних времён вели кочевой стиль жизни, поэтому не имели надобности ни в подсобном хозяйстве, ни в доме для проживания, ни в наделах земли. Но при русской власти с традициями пришлось попрощаться — в СССР не приветствовалось бродяжничество и отсутствие неизменной работы. Чтобы избавиться от людей без места жительства снутри социалистической страны, решено было сделать из них оседлых обитателей, выделив бесплатное жилище и приобщив к колхозному труду.

Как цыгане восприняли рабоче-крестьянскую революциюПо данным переписи населения, в 1926 году в Русском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган. Правда, специалисты подразумевали, что по сути представителей этого народа еще больше. Просто не доверяя властям, нередко они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и пр.Кочевой стиль жизни делал из цыган аполитичных обитателей страны, поэтому к идее всеобщего равенства они относились очень флегмантично. Наиболее того, цыганский люд не лицезрел ничего зазорного в богатстве, наоборот – иметь много золота и средств считалось для них очень симпатичным делом. При всем этом большая часть ромал в роскоши отнюдь не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед купцами и дворянами, лудильные работы, да просьбы о подаянии – были практически единственными источниками заработка, позволявшими прокормить таборную семью.Октябрьская революция лишила этих доходов, на 100 процентов изменив и ухудшив обычный стиль жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым противникам не подвергали гонениям как «буржуев», кочевники негативно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну после неё.

Как цыган наделяли землёй, и смогли ли эти меры превратить кочевников в оседлый людПо мнению доктора исторических наук Надежды Деметер, русским правительством вначале не планировалось каких-то принудительных мер против цыганских таборов. Власти рассчитывали, что довольно выделить кочевому народу землю, как он естественным образом откажется от группового бродяжничества. С данной целью в 1926 году в стране вышло постановление, в каком говорилось о системе содействия кочующим цыганам для перехода к трудовой оседлой жизни. Два года спустя, дополнительно к этому документу Москва издала другой всесоюзный указ под говорящим названием: «О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни».Постановления подразумевали добровольное приобщение к колхозному и артельному труду: ни о каких возможных репрессиях в случае нежелания отрешиться от кочевой жизни в них не говорилось. Тем не наименее, особо рьяные исполнители на местах стали записывать цыган в колхозы против воли, передавая туда и отобранных у кочевников лошадок.

Сколько цыганских колхозов было сотворено в СССРС конца 1920 до половины 1930 гг. в Русском Союзе было сотворено 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись неизменной пропиской, выделялась земля и валютные субсидии в размере 500-1000 рублей для сотворения личного подворья. В то время практически все ромалы воспользовались денежной помощью, но большая часть из них кочевую жизнь на оседлую так не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, ну и те не очень нагружали себя реальным трудом.Известен вариант, когда в артеле «Лолы чергэн»(Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные обитатели. Сами же ромалы на полях не трудились, а выкормленный сбор, заместо сдачи в пользу страны, разделяли поровну между своими. Нередко о этом становилось понятно вышестоящему партийному руководству, но оно не реагировало на подобные дела, зная, как без охоты кочевники соглашаются вступать в колхозы.Все это не означает, что цыгане были против труда, но им давали деятельность, не связанную с обычным промыслом – выращиванием лошадок, ковкой садового и огородного инструментария, лужение и паянием, также торговлей. Если бы русская номенклатура верно употребляла потенциал кочевого народа, страна бы без заморочек пополнила трудовые ряды знающими и опытнейшеми работниками.

Что ждало цыган, которые отказывались приобщаться к трудуРепрессии против цыган начались в 1930-е годы и носили не политический, а почаще всего уголовный характер. При всем этом обвинения строились без учёта специфичности традиций кочевого народа, который бы посодействовал понять причину совершенного, криминального на взор русского правосудия, проступка. Показательным примером является вариант, когда в Ленинграде за незаконную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков. Если бы обвинители поинтересовались обычаями народности, к которой принадлежали осуждённые, то узнали бы, что испокон веков его представители весь получаемый доход меняли на золотые монеты различных государств.Боролся СССР в это время и с кочевыми цыганами, не согласившимися иметь неизменный адрес. Так, с 23 июня 1932 года, в течение 10 дней, Министерством внутренних дел организовывались облавы во всех крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Минске. В итоге них было поймано и сослано в сибирские и уральские тюрьмы около 5 с половиной тысяч человек.В послевоенный период русское правительство вновь подняло вопрос о оседлости цыган, издав документ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». На сей раз в постановлении прописывались определенные наказания: до 5 лет высылки на поселение за отказ иметь определённое место проживания. Довольно быстро эта мера привела к тому, что цыгане хоть и продолжали странствовать по стране, но уже имели на руках неотклонимый паспорт и прописку.К началу 1958 года, как следовало из докладной записки министра внутренних дел СССР Николая Дудорова в адрес правительства и ЦК КПСС, в стране удалось зарегистрировать наиболее 70 тысяч цыган, крупная часть которых позднее обрела неизменный адрес и работу. В то же время, за отказ перейти к оседлой жизни, было отправлено в ссылку 305 непокорных цыган. И если в СССР цыган старались просто «исправить», то в нацистской Германии их стремились уничтожить, в прямом смысле этого слова.
Опрос
БЫСТРО ЛИ ГРУЗИТСЯ САЙТ?