Poena cullei: худшее римское наказание

В протяжении всей истории человек проявлял необычайную фантазию в изобретении наказаний за преступления, совершённые иными людьми. А конкретно, наказания, к которым прибегали древнейшие римляне, отличались некоторой театральностью. Одно из худших наказаний причиталось за отцеубийство: заключённого помещали в мешок с живыми животными и кидали в воду. Эта кара получила заглавие poena cullei, или «казнь в мешке».

Германский философ Эрих Фромм произнес, что мы «единственные животные, которым нравится причинять зло себе схожим без какой-нибудь рациональной био или социальной выгоды». Но время от времени мы делаем это из моральных суждений, а конкретно – для защиты общества. Аристотель в своём труде «Политика» утверждает, что самая нужная общественная должность – это тюремщик, в то время как Пио Бароха устами персонажа собственного романа "La lucha por la vida" приравнял палача к священнику, назвав его опорой общества. Как уже упоминалось выше, отцеубийство считалось самым позорным преступлением в Старом Риме(и ранее в Старой Греции, о чём свидетельствует миф о Эдипе или суровость, с которой Солон относился к нему), и в этом плане в особенности прославилась Туллия. Как и во многих случаях, история и легенда переплетаются, и остаётся смешанное повествование о том, как младшая дочь шестого царя, Сервия Туллия, не только лишь участвовала в заговоре с целью убийства собственного отца(чтобы на трон взошёл её супруг, Тарквиний Гордый), да и осквернила его труп, проехавшись по нему колесницей.
Следует понимать, что римская семья была основной ячейкой общества; это был широкий институт, объединявший членов семьи, малышей, которые были усыновлены или удочерены, и даже слуг. Он находился под абсолютной властью pater familias(глава патриархальной семьи), чья patria potestas(власть)позволяла ему распоряжаться жизнями всех тех, кто от него зависел. Следовательно, его убийство расценивалось как зверский акт не только лишь в личной, да и в социальной сфере, и правительство обязано было действовать соответственно. Lex duodecim tabularum(«Законы 12-ти таблиц»)определяли отцеубийство как добровольное убийство родителей детками.

Рисунок 1560 года, изображающий смертную казнь

 

Но этот законодательный свод был принят посреди 5-го века до н. э., и с течением времени раздел, касающийся данного вида преступлений, был расширен. Например, Луций Корнелий Сулла, служивший консулом в период между 88 и 80 годами до н. э., распространил потенциальную ответственность на других родственников, кроме малышей. А Lex Pompeia de parricidiis, закон, принятый Гнеем Помпеем Великим в 55 году до н. э., расширил перечень потенциальных жертв до приёмных родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, дядей, супругов, двоюродных братьев, родственников, зятьёв и невесток, приёмных малышей и даже работодателей.

 

Тех, кто выходил за рамки этих категорий, судили в согласовании с законом Lex Cornelia de sicariis et veneficiis, который оставался практически постоянным со времён «12-ти таблиц» и карал убийство изгнанием. Аналогичным образом, согласно Гереннию Модестину(римскому юристу, жившему в 3-м веке н. э.), закон Lex Pompeia можно было использовать наоборот, то есть для обвинения родителей, которые уничтожили своих малышей; бабушек и дедушек, расправившихся тем или другим образом со своими внуками; или даже хоть какого, кто купил яд с намерением убить мать или отца, но так не отважился использовать его.

 

Итак, с преступлением разобрались, но как появилось само наказание?Полностью может быть, что истоки poena cullei восходят к монархическому периоду. Во время правления Тарквиния Гордого один из duumviri sacrorum(жрецов), Марк Атилий Регул, назначенный охранять «Книжки Сивилл», раскрыл ряд секретов. Это было святотатством, так как эти книжки были антологией пророчеств, продиктованных Кумской сивиллой, и с ними консультировались всякий раз, когда Рим сталкивался с трудной ситуацией; таковым образом, они были не доступны для публики. В итоге Атилия бросили в море в зашитом мешке в качестве наказания.

 

Итак, какое это имеет отношение к отцеубийству?Никакого, если только мы не обратимся к Дионисию Галикарнасскому, согласно которому Атилий также был осуждён за отцеубийство. Остальные авторы придерживаются представления, что он избрал эту форму экзекуции просто потому, что она владела экстравагантным нравом. Плутарх, в свою очередь, называет Луция Хостия первым отцеубийцей в Риме, хотя не объясняет, как он был казнён; ранее варианта смерть отца от рук отпрыска считалась обыденным убийством.

 
Когда этот вид преступления стал отдельной категорией, появилась необходимость придумать другое наказание. Обязано быть, всё началось в конце 3-го века до нашей эры – по мнению некоторых историков, может быть, из-за социальных беспорядков, возникших посреди римлян в итоге вторжения на итальянский полуостров карфагенского военачальника Ганнибала. Они полагают, что в некоторых отрывках комедий Плавта содержатся юмористические ссылки на введение poena cullei.

 
Естественно, Марк Атилий Регул был не единственным, кто вошёл в историю, умерев таковым позорным образом. Плутарх также описывает вариант с некоторым Гаем Вилием, которого осудили за поддержку реформ Гракхов и казнили, заперев в вуале со змеями. За несколько десятилетий ранее Тит Ливий стал первым, кого казнили за отцеубийство с помощью poena cullei. Не считая того, Марка Публиция Маллеола, который был признан виновным в убийстве своей мамы приблизительно в 100 году до н. э., расположили в мешок и бросили «в поток воды».

 

История Маллеола описана в различных источниках, но ни в каком из них не упоминается, что в мешке также находились животные. Это подтверждает мировоззрение о том, что данное дополнение появилось позднее, во время первой имперской эры. Описание, которое можно прочитать в «Риторике для Геренния»(анонимный философский трактат, датированный приблизительно 90 годом до н. э.), содержит ряд подробностей экзекуции: так, например, на голову Маллеола надели мешок из волчьей шкуры, а ноги обули в soleae lignae(древесные сабо); это было изготовлено для того, чтобы изолировать правонарушителя от наружного мира.

 

Тем не наименее, Цицерон(которому длительное время неверно причисляли авторство «Риторики для Геренния»)пишет в своём труде «О нахождении», что головной мешок был изготовлен из обычный кожи или бурдюка для вина. Цицерон пару раз упоминает о poena cullei в своих сочинениях. Например, в пылкой речи в защиту Секста Росция, обвиняемого в убийстве отца(по сути это была личная вендетта, и Росций сам чуть не умер в итоге), Цицерон раскритиковал систему наказаний и достигнул оправдания собственного клиента.

 

Гай Светоний Транквилл утверждает, что конкретно Юлий Цезарь официально ввёл poena cullei, хотя на практике данный вид экзекуции уже применялся, и с тех пор он стал обычным, причём так, что, по словам Сенеки, во времена Клавдия они смотрели «больше мешков, чем крестов», из чего же можно сделать вывод, что отцеубийство было распространённым явлением. Одним из ярких примеров служит смерть Агриппины от рук отпрыска Нерона.

 

Гай Светоний Транквилл приписывает императору убийство юного любовника Агриппины, Авла Плавтия, которого она желала видеть на троне; позднее Нерон, попав под влияние своей жены Поппеи Сабины, расправился с своей матерью, исполнив древнее пророчество, которое гласило, что он станет царем, но убьёт свою мать. Перед смертью Агриппина якобы произнесла: "Occidat, dum imperet!"(«Пусть убивает, лишь бы царствовал»).

 

Децим Юний Ювенал писал, что Нерон заслуживал большего наказания, чем просто оказаться в мешке. Но император избрал другой путь – суицид. Опять же, Гай Светоний Транквилл пишет, что после его погибели появилась скульптура с надписью: «Я сделал всё, что мог. Но ты заслуживаешь мешка!».

 

Наказание poena cullei было не попросту формой экзекуции. Оно представляло собой целый обряд со обилием знаков. В Старом Египте отцеубийц мучили, отрезая кусочки плоти заострёнными тростниками, а позже сжигая их на шипах. Вышеупомянутый Геренний Модестин рассказывает, как заключённого выпороли virgae sanguinae(кровавые палки, названные так из-за своей функции или, может быть, потому, что их предварительно окрашивали в красноватый цвет), до этого чем покрыть голову, обуть в сабо и поместить его в мешок, который позже зашили; таковым образом, он был лишён способности увидеть небо перед смертью.

 
Животных в мешки стали класть в имперские времена. Отец Сенеки стал очевидцем зарождения традиции помещать змей в мешки для заключённых(это были в основном гадюки, вид, который, как полагают, убивает родителей при рождении), а поэт Децим Юний Ювенал писал о мортышке, которая считалась воплощением безумия и карикатурной версией людского существа. Неясно, в которой момент появились остальные представители фауны, а конкретно петух(воплощение свирепости и насилия по отношению к родителям)и собака(воплощение бешенства, презренное животное для римлян).

 

Во втором веке нашей эры, при правлении Адриана, мы находим ещё один фаунистический элемент, хотя не снутри мешка: пара чёрных волов тянула повозку, которая перевозила заключённого и его своеобразную тюрьму к воде. Это имело двойное значение: с одной стороны, виновного в страшном преступлении лишали земли, где он мог бы покоиться с миром, с другой, людские и животные останки смешивались, принося нескончаемый позор.

 

Но при правлении Адриана наказание poena cullei закончило применяться и стало необязательным; существовали остальные альтернативы, такие как погребение заживо или damnatio ad bestias(растерзание одичавшими животными на арене амфитеатра), хотя, похоже, они относились в основном к людям низшего класса, и также неясно, могли ли осуждённые защищаться(damnatio ad bestias proper)или ждали собственного страшного конца связанными(obicĕre bestiis). Может быть, такие наказания употребляли в тех случаях, когда вблизи не было водоёма.

 

Но в 3-м веке Константин возродил традицию — он был тем, кто добавил собаку и петушка — вопреки тому, что это противоречило новой христианской вере. Практически, poena cullei даже расширили, поскольку в последующем столетии Констанций II сделал такую казнь наказанием за прелюбодеяние(в мешок стали добавлять рыбу, знак похоти). То же самое вышло при правлении Юстиниана I три столетия спустя; в его «Институциях»(введение в сборник законодательных актов Corpus iuris civilis)наказание poena cullei описано со всеми присущими ему атрибутами, включая животных. Тем не наименее, «Василики»(византийский законодательный свод)показывают, что в 9-м веке оно закончило существовать, когда его заменили сажанием на кол.

 

Это, но, не воспрепядствовало poena cullei возродиться быстро в Средние века. Например, наказание упоминается в Siete Partidas(законодательном сборнике, принятом в Кастилии в 13-м веке королём Альфонсо X)со всеми присущими ему чертами(мешок, животные, вода), хотя с течением времени его, обычно, осуществляли только метафорически: осуждённого доставляли на эшафот в повозке, запряжённой вьючными животными; позже его тело опускали в бадью, на которой были нарисованы собака, мортышка, петух и змея. После чего же его казнили и предавали земле.

 

Но где наказание poena cullei просуществовало вправду долго, так это в средневековой и современной Германии, о чём свидетельствует Sassen Speyghel(«Саксонское зеркало»), свод законов 12-го века. Но были некие отличия: петух не был включён, а змею изображали только на листе бумаги; обезьяну вообщем заменили кошкой, которую нередко отделяли от заключённого лоскутом ткани. Наиболее того, мешок делали не из кожи, а изо льна, ввиду чего же смерть наступала от утопления, а не от удушья. Это означало меньше страданий, правда, не постоянно.

 

В Дрездене был зафиксирован вариант, когда кожаный мешок, пропитанный смолой, употребляли для того, чтобы продлить агонию человека, помещённого в него. Но мешок лопнул, когда ударился о воду, и животным удалось сбежать. Осуждённый, но, был связан и утонул. В крайний раз наказание poena cullei было использовано в Саксонии в 1734 году. В 1761 году его совсем упразднили.
Опрос
БЫСТРО ЛИ ГРУЗИТСЯ САЙТ?